Партнеры журнала:

Производство плит

Россия останется лидером на рынке фанеры

На мировом рынке фанеры происходят серьезные перемены, связанные с ростом спроса на листовые материалы во многих отраслях промышленности, и прежде всего в строительной. Эксперты считают, что возможна новая конфигурация рынка, однако позиция российских производителей при любых обстоятельствах в среднесрочной перспективе будет устойчивой.

Подавляющее большинство российских предприятий выпускают фанеру из березового сырья, особые свойства которого позволяют изготавливать продукцию высоких сортов. Эти предприятия ориентированы, прежде всего, на мировой рынок. Так, например, Архангельский фанерный завод, входящий в тройку лучших фанерных заводов России, до 80% продукции поставляет за рубеж. На рынке березовой фанеры Россия лидирует и стабильно экспортирует высококачественную продукцию премиум-класса. Рост объемов производства продукции других ценовых сегментов (дешевой китайской фанеры) и иных видов конструкционных листовых материалов, таких как OSB, серьезной угрозы для российских фанерщиков не представляет. При этом прогнозируется, что мировой рынок березовой фанеры будет расти и к 2030 году объем производства достигнет 6 млн м3, а если учитывать, что Россия в этом сегменте в 2018 году занимала 64% и продолжает наращивать производство, то возможные изменения структуры мирового рынка существенного влияния на отечественную фанерную промышленность не окажут.

Участники ХIII Конференции фанерных предприятий России и стран СНГ
Участники ХIII Конференции фанерных предприятий России и стран СНГ

Задача дня: не опустить планку

2019 год отмечен для российской фанерной промышленности кризисом перепроизводства, связанным, по мнению большинства аналитиков, с временным ограничением на экспорт фанерного кряжа, которое действовало в первом полугодии, а также с вводом нескольких новых фанерных заводов и увеличением мощностей действующих предприятий. К тому же в прошлом году было зарегистрировано существенное падение цен на российскую фанеру до уровня 2007–2009 годов. И все же эксперты считают, что эти факторы не смогут глобально повлиять на общий позитивный тренд, поскольку у фанерной отрасли, как мировой, так и российской, есть точки роста.

Прошлогоднее падение цен на фанеру поставило предприятия в довольно сложное положение. Заместитель генерального директора по производству Архангельского фанерного завода Наталия Федотова рассказывает, что в начале года предприятие продавало свою продукцию по приемлемым ценам, а к концу года цены на рынке так упали, что фанера определенного формата покупалась ниже себестоимости продукции: «Работать к концу года стало очень сложно, поэтому ждем, когда наконец-то начнется подъем цен. Все на это надеются, но ситуация сохраняется уже несколько месяцев, и когда она начнет меняться, пока никто не знает и не может прогнозировать. Усугубляет положение аномально теплая зима – ноль градусов в декабре. Предприятие, конечно, не простаивает, но некоторые новые заказы на фанеру высоких сортов мы выполнить не можем, потому что эти сорта производятся только из свежего сырья».

На предприятиях хорошо понимают: для того чтобы обеспечить устойчивую конкурентоспособность российской фанеры на внешнем рынке, нужно выпускать пользующуюся спросом продукцию высокого качества. То есть необходимо модернизировать производства и оптимизировать технологические процессы. Причем модернизацию нельзя завершать ни при каких условиях, иначе можно потерять позицию лидера, и, хотя некоторые проекты приходится приостанавливать, предприятия намерены их продолжить, как только стабилизируются цены на рынке.

Сегодня российским фанерным предприятиям приходится оперативно решать серьезные внутренние проблемы: удерживать себестоимость продукции, увеличивать производительность, удовлетворять потребности клиента по качеству и сортам фанеры. В последнее время на международных конференциях фанерщиков, которые ежегодно организует ЦНИИФ, обсуждают внутренние проблемы, и на ХIII Конференции фанерных предприятий России и стран СНГ, проходившей в Санкт-Петербурге в ноябре прошлого года, представители фанерной отрасли и эксперты основное внимание уделили технологиям производства качественной фанеры.

На мировом фанерном рынке требования к качеству продукции постоянно повышаются. Прежде всего это касается ламинированной фанеры. И поэтому предприятия должны быстро реагировать на потребности рынка, используя технологии и оборудование современного уровня. Высокие требования к экологичности продукции заставляют производителей фанеры высокого качества основное внимание уделять составам применяемых клеев и технологии их приготовления. Одна из первоочередных задач – разработка и освоение новых клеевых материалов для обеспечения в фанере содержания формальдегида, соответствующего нормам Таможенного союза (не выше 0,01 мг м3). По данным центра сертификации лесопродукции «Лессертика», продукция большинства предприятий отрасли сегодня не соответствует нормам Таможенного союза.

Необходимы новые подходы

Стандарты, ограничивающие эмиссию формальдегида из древесных материалов, были установлены в 2010 году соответствующим законом, и в этом законе впервые были введены понятия, характеризирующие различные типы клеевых систем по содержанию формальдегида. Сейчас в мире ежегодно производится около 7 млн т формальдегидсодержащих смол, которые используются в производстве фанеры, MDF, ДСП и OSB, при этом стандарты постоянно ужесточаются. С 1 января 2020 года будет действовать новый норматив выделения формальдегида для фанеры класса эмиссии Е0,5. Если раньше устанавливалась норма 0,5–0,7 мг/ м2·ч, то теперь для каждого фанерного предприятия она составляет от 0,2 до 0,4 мг/м2·ч. Специалисты центра «Лессертика» считают, что многим российским предприятиям будет проблематично выполнить эти требования, так как придется провести ряд технологических мероприятий, подобрать и внедрить новые клеевые системы.

Отечественным фанерным предприятиям предстоит не только использовать в производстве новые смолы и клеи, для чего переоборудовать цеха смол. Сегодня обострился вопрос расширения сырьевой базы. Объемы доступных запасов березового сырья постоянно сокращаются, поэтому увеличивается расстояние доставки, что становится одной из причин роста цен на фанерный кряж. Решить эту проблему можно за счет создания на предприятиях собственных лесозаготовительных подразделений, но это непросто и требует вложений.

В последнее время цены на фанерный кряж росли значительно быстрее цен на фанеру, и это было связано прежде всего с тем, что Китай активно скупал качественное сырье. Введенное правительством 1 января прошлого года ограничение на вывоз бревен из березы, действовавшее в течение полугода, ситуацию стабилизировало, но проблему с сырьем не решило. На сегодня ситуация на предприятиях разная: одни обеспечены сырьем полностью, другие испытывают острую нехватку. Отчасти положение зависит от региона.

Перед предприятиями фанерной и химической промышленности поставлена еще одна важная задача: повышение производительности и эффективности производства. Как правило, решая эту задачу, предприятия сосредоточиваются на автоматизации и повышении эффективности работы основного оборудования, но сегодня появляются инновационные решения, которые позволяют автоматизировать операции с применением ручного труда. Предприятия стараются больше внимания уделять кадровой политике, начиная с поиска и распределения сотрудников, их адаптации и обучения и заканчивая управлением персоналом. Например, в компании «Пигмент» в Тамбове руководство инициировало создание информационно-выставочного центра для детей и молодежи, семей, гостей города и области, заботясь о ранней профориентации подрастающего поколения.

Среди вопросов, требующих решения, – внедрение современных цифровых технологий во многие бизнес-процессы предприятий. Сегодня необходимы новые подходы к управлению, коммуникациям, проектированию, учету и распределению ресурсов. Все эти проблемы обсуждались на конференции. А во второй день традиционно состоялась поездка на предприятие. В этот раз участников мероприятия принимал лидер отрасли – Архангельский фанерный завод. 

Текст Галина Маликова