Кому елки-палки, а кому и палочки-выручалочки
Вести из Белоруссии
Мировой финансово-экономический кризис заставил белорусские власти пойти на либерализацию лесного хозяйства. Одной из ключевых мер в этом направлении стало упрощение порядка реализации древесины.
В принципе, по мнению независимых экспертов, начавшаяся либерализация в ЛПК − на данный момент единственное, что государство пока может записать себе в актив в рамках макроэкономических изменений в стране. Кризис здесь оказался движущей силой: из-за него продажи древесины в последние месяцы существенно снизились, а цены на различные породы дерева упали в среднем на 35–45%.
Министр лесного хозяйства страны Петр Семашко, на своей недавней пресс-конференции представивший новый государственный курс в отрасли, особое внимание обратил на указ президента № 91 «О некоторых вопросах деятельности в сфере лесного хозяйства». Этим документом предусмотрен новый порядок реализации древесины как внутри страны, так и за её пределами. Главное нововведение заключается в том, что теперь белорусскую древесину купить гораздо проще. Продать − тоже. Так, если деловую древесину ранее можно было приобрести только на биржевых торгах, то сейчас производители сами будут решать, как продавать свою продукцию − через биржу или на основании договоров. Физические и юридические лица смогут покупать древесину у лесозаготовителей для собственного производства и потребления в неограниченном количестве.
Перемены коснутся и экспорта Республикой Беларусь древесины. Если сырьевые ресурсы − круглая и топливная древесина − по-прежнему будут экспортироваться с участием трех государственных спецэкспортеров, то пилопродукция и окоренная древесина могут реализовываться производителем либо через биржу, либо по договорам.
Впрочем, в министерстве не исключают «серых» схем, которые могут появиться при таком раскладе. «Мы не допустим, чтобы наша древесина вывозилась за копейки из страны за границу, где есть дочерние предприятия наших фирм, которые её потом перерабатывают и продают уже как более дорогой продукт. Для этого мы разработали схемы: ведите торговлю через биржу, а если нет, то продавайте по установленной правительством минимальной цене», − пояснил Петр Семашко.
Внедренные под воздействием мировых форс-мажорных обстоятельств изменения позволяют, по мнению руководства ведомства, рассчитывать на сохранение прогнозных показателей на уровне прошлого года. «В 2008 году выручка составила 550 млрд руб. (на начало марта 2009-го $1 = 2870 белорусских рублей по курсу Нацбанка РБ. − Прим. авт.), такая же цифра, не меньше, должна быть в этом. Было решено, что отрасль должна находиться на рентабельности в 15%. Сейчас мы не гнушаемся никакими предложениями: работаем и с большими заказами, и с маленькими», − отметил министр.
Министерство в рамках стратегической линии развития лесной отрасли страны рассчитывает на приход инвесторов. Главная цель этих проектов − углубление переработки белорусских лесных ресурсов и увеличение добавленной стоимости в конечном продукте.
«Нам сейчас намного интереснее создавать совместные предприятия с иностранными инвесторами, чтобы потом продавать готовую продукцию. У нас уже работают четыре таких предприятия. Планируется второй раунд переговоров с IKEA. Компания заинтересована в создании крупного деревоперерабатывающего предприятия мощностью 0,8–1 млн м3 в год. Но это огромные объемы, нам нужно смотреть, чтобы не ущемить интересы белорусских предприятий», − подчеркнул глава лесного хозяйства Белоруссии. По его же словам, сейчас есть вариант и «попроще» − совместное предприятие с одной польской компанией, заинтересованной в переработке мелкой сосновой древесины и создании предприятия по переработке мощностью 300–500 тыс. м3 в год.
Кстати, проект с участием известной шведской группы IKEA в белорусской лесной отрасли обсуждается не один год. После первого и неудачного захода на этот рынок в 2002 году (проект со строительством завода в Полоцком районе), в прошлом году компанией была предпринята новая попытка. Партнером шведов выступает литовская компания Vakaru medienos grupe (VGM). Белорусско-шведско-литовские переговоры по этому вопросу были начаты в апреле 2008 года. Первоначально обсуждалась возможность создания совместного мебельного производства на простаивающем предприятии «Мозырьдрев». Но этот проект, предложенный концерном «Беллесбумпром», категорически не устроил инвесторов. В итоге появился новый вариант сотрудничества, который предполагает строительство завода в другом месте − на территории СЭЗ «Гродноинвест».
По материалам белорусских СМИ подготовил Павел ВЛАДИМИРОВ