Московская область: на перекрестке торговых путей
Московский регион играл главную роль на протяжении всей истории Российского государства, что обусловлено не только политическими мотивами. Географическое положение дает не менее важные преимущества, позволяя выстраивать удобное транспортное сообщение, создавая тем самым экономические связи с большинством регионов страны, особенно в ее европейской части.
Московская область (неофициальное название Подмосковье) входит в состав Центрального федерального округа. Фактически административным центром области является Москва, часть органов государственной власти расположены в г. Красногорске. Образована Московская область в 1929 году вместо исторического предшественника - Московской губернии, существовавшей с 1708 года. Сегодня область состоит из 29 районов, 32 городов областного подчинения, двух поселков городского типа областного подчинения и пяти закрытых административно-территориальных образований.
Московская область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины. На северо-западе и севере она граничит с Тверской областью и на небольшом протяжении с Ярославской областью; на северо-востоке и востоке - с Владимирской, на юго-востоке - с Рязанской, на юге - с Тульской, на юго-западе - с Калужской, на западе - со Смоленской областью. В центре Московской области находится город федерального значения Москва.
Согласно данным Росстата, численность населения Московского региона на 1 января 2016 года составляла 7 318 647 чел. Прирост за год превысил почти 85 тыс. чел. (на 1 января 2015 года в регионе проживало 7 231 068 чел.). Самым большим по населению городом Московской области является Балашиха (260 704 тыс. чел.), далее Химки (232 066 тыс. чел.) и Подольск (223 896 тыс. чел.). Всего в регионе 20 городов с численностью населения от 100 тыс. чел. По данным на 2016 год, среди субъектов федерации плотность населения в Московском регионе одна из самых высоких - третий показатель после Москвы и Санкт-Петербурга. Наибольшая плотность отмечается в ближайших к Москве районах - Люберецком, Балашихинском, Красногорском и других, а также в городских округах - Химках, Долгопрудном, Реутове.
Климат и ресурсы Московской области
Московский регион расположен в пределах атлантико-континентальной климатической области умеренного пояса. Для этой местности характерен умеренно-континентальный климат с ярко выраженной сезонностью. Почти круглый год здесь преобладают западные ветры, приносящие в регион воздух атлантического происхождения. Самым холодным месяцем в году считается январь, средняя температура достигает -11ºС. Для зимы характерны частые оттепели, вызываемые в основном атлантическими циклонами. Снежный покров, высота которого достигает 45 см, фиксируется обычно с ноября по середину апреля. Самый теплый месяц в Подмосковье - июль с температурой 18-20ºС. За последние 100 лет наблюдений абсолютный температурный минимум -54ºС был зафиксирован в г. Наро-Фоминске, а абсолютный максимум +39ºС - в Кашире и Зарайске. Атмосферные осадки распределяются в Подмосковье следующим образом: около 40% выпадает в холодный период, с ноября по март, остальное в апреле - октябре.
В целом природные условия московского региона благоприятны для хозяйственной деятельности человека. Равнинный характер области нарушается рядом крупных возвышенностей, поэтому уместно говорить о разнообразии рельефа. Из природных ресурсов стоит отметить месторождения бурого угля и торфа (низкокачественного и довольно дорогого топлива), что касается других важных ресурсов, то область испытывает их дефицит. Местная промышленность работает в основном на привозном сырье, однако выгодное расположение региона способствует отличным внутриэкономическим связям и обеспечивает доставку в Подмосковье всего необходимого. В непосредственной близости находятся крупнейшие сырьевые базы: Поволжье (нефть и газ), Урал (металлы), европейский север (лес, уголь, нефть и газ) и Белоруссия (сельскохозяйственное сырье).
Экономика Московской области
Успехи региона во многом обуславливает ведущая экономическая роль Москвы. Издавна здесь пересекались главные торговые пути; сегодня регион по-прежнему сохраняет положение крупнейшего транспортного узла. Кроме того, стартовыми условиями развития Подмосковья являются старопромышленный характер, концентрация высококвалифицированных кадров, скудность природных ресурсов и высокая значимость региона как главной научно-технической базы страны. Промышленность Московской области представляет собой сложный многоотраслевой комплекс, в котором преобладают нематериалоемкие отрасли, требующие квалифицированного труда и научных разработок. В первую очередь стоит отметить машиностроение, которое представлено приборостроением, станкостроением, энергетическим и транспортным машиностроением, а также электронной отраслью. В числе основных предприятий области коломенские заводы (тепловозостроительный и тяжелого станкостроения), ПО «Электростальтяжмаш», «Метровагонмаш», Подольский аккумуляторный завод, Люберецкий завод сельхозмашин им. Ухтомского, Ликино-Дулевский автобусный завод, а также предприятия в Дмитрове, Загорске, Климовске и другие.
Значимыми для региона являются также химическая, легкая и полиграфическая промышленность. На предприятиях химического комплекса производят минеральные удобрения, серную кислоту, синтетические смолы, химические волокна и нити, краски. Ведущие предприятия: воскресенское ПО «Минудобрения», клинское и мытищинское ПО «Химволокно», Загорский лакокрасочный завод, а также предприятия Щелково, Орехово-Зуево и др. Основные центры текстильной промышленности - Орехово-Зуево, Ногинск, Павловский Посад, Егорьевск, Серпухов, Наро-Фоминск, где производят хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые ткани и трикотаж. По уровню промышленного потенциала Московская область уступает только Москве и Санкт-Петербургу.
Транспорт Московской области
По плотности транспортных сетей Подмосковье занимает первое место в РФ. Здесь представлены все основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный и речной. Расстояние между железнодорожными станциями в Московской области не превышает 25 км. Грузовые поезда курсируют в разных направлениях, не только соединяя регионы страны, но и обеспечивая международное сообщение. По территории Московской области проходят две кольцевые автодороги на расстоянии 40 и 80 км от МКАД; также в Подмосковье развитая сеть дорог местного значения, большинство с асфальтовым покрытием. Грунтовые дороги в регионе скорее исключение, в наиболее отдаленных уголках. С соседними регионами Подмосковье соединяют десятки трасс федерального значения, по которым осуществляются основные товароперевозки.
За перевозку пассажиров в Московской области отвечают десятки, если не сотни муниципальных и коммерческих автобусных маршрутов, курсирующих между железнодорожными станциями, районными центрами, населенными пунктами. Автобусные пассажироперевозки осуществляются не только в пределах Подмосковья, но и в соседние регионы.
Москва, как известно, является крупным речным портом с выходом к пяти морям; сообщение осуществляется по рекам Москва и Ока, протекающим в Московской области, а также по каналу имени Москвы. В сезон навигации, с мая по октябрь, по всем трем водным артериям курсируют суда. Другие здешние реки не имеют большого транспортного значения и в основном являются местными источниками водоснабжения. В Московской области расположены московские аэропорты Шереметьево, Внуково, Быково и Домодедово, с которых осуществляются как местные, так и международные пассажиро- и грузоперевозки.
Лесные запасы Московской области
Московская область расположена в пределах лесной и лесостепной зон. По данным из разных источников, леса занимают от 36 до 40% территории, причем можно говорить о заметном различии в породном составе в зависимости от районов региона. Так, например, на севере и западе Московской области в большей степени распространены хвойные леса, преимущественно ельники. В центральной и восточной части московского региона представлены в основном хвойно-широколиственные леса, здесь главные породы - ель, сосна, береза и осина, а среди подлеска - лещина (или лесной орех). Южнее господствуют широколиственные леса, в них распространены дуб, липа, остролистный клен и вяз. Для Москворецко-Окской возвышенности характерны еловые леса; в долине Оки сосредоточены сосновые боры. Из таежных сосновых массивов состоят в основном леса Мещеры.
Начиная с XVIII века леса на территории современной Московской области интенсивно вырубались, что со временем привело к изменению их породного состава: хвойные (преимущественно еловые) леса сменились березовыми и осиновыми. К счастью, сегодня в Подмосковье промышленные рубки запрещены, леса имеют водоохранное значение, а в ближайших окрестностях Москвы активно ведется лесовосстановительная работа. Еще одна особенность лесов Подмосковья заключается в их рекреационной ценности: в столичном регионе леса прямого рекреационного назначения составляют одну пятую часть подобных лесов РФ. Помимо живописных ландшафтов среднерусской полосы - типичного подмосковного пейзажа, огромную рекреационную ценность имеют и многочисленные архитектурные памятники. Во всем мире известен сегодня бренд «Золотое кольцо» - гордость не только столичного региона, но и всей России, его маршрут проходит в том числе по территории Московской области.
Яна Россо
Другие статьи рубрики Регион номера: Московская область
По пути приоритетов
Рекреационные леса не должны быть объектом приватизации
По стандартам нового времени
Список предприятий ЛПК Москвы и Московской области
А в Подмосковье водятся грибы
Что неладно в лесном королевстве?
Кадровый вопрос: проблемы и пути решения
Центральный федеральный климат
3 миллиарда «деревянных» денег
За 90 лет площадь лесов Подмосковья увеличилась в полтора раза
Отношение к арендатору леса меняется