Рынок древесных плит в России: рост несмотря на кризис
Участники конференции «Плитная промышленность России: возможности и перспективы в сложных экономических условиях» (прошла в рамках форума «Лес и человек» 26 октября 2016 года, организаторами выступили журнал «ЛесПромИнформ» и Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России) обсудили широкий круг вопросов, связанных с текущим состоянием рыночного сегмента плит и фанеры, а также перспективами производства этой продукции.
В президиуме: начальник Управления
использования и воспроизводства лесов
Рослесхоза Михаил Доронин, президент
группы компаний «Русский ламинат» Руслан
Курбанов и генеральный директор АМДПР
Олег Нумеров
Генеральный директор завода Kastamonu в особой экономической зоне «Алабуга» в Республике Татарстан Али Кылыч рассказал об этапах развития предприятия в России и о том, как в компании борются с кризисом. Когда руководство группы компаний Kastamonu приступило к инвестированию в развитие завода, кризис уже начался. Было запланировано поэтапное строительство трех очередей завода: первая линия - производство плит MDF, вторая - производство ДСП, третья - производство плит OSB.
Оценив тенденции российского рынка, на заводе приняли решение сменить «специализацию» второй очереди и перепрофилировать ее также на производство MDF-плит. В 2016 году вторая очередь завода введена в строй. На предприятии отреагировали на спад в мебельной индустрии, поэтому было принято решение об участии в создании мебельного кластера в Татарстане. По мнению г-на Кылыча, очень важно, чтобы якорные компании поддерживали кластеры своими ноу-хау, а кластер, в свою очередь, создавал потенциальные возможности для якорных компаний сбывать свою продукцию в его рамках. Один из путей решения проблем мебельной отрасли, как считают на заводе, это повышение технической оснащенности российских предприятий.
И еще одна тенденция, на которую обратил внимание Али Кылыч, - это экологизация производства и готовых изделий. На заводе настаивают, чтобы все поставщики, с которыми работает компания, прошли процедуру сертификации продукции по нормативам FSC. Касаясь положения компании на рынке напольных покрытий, г-н Кылыч рассказал, что до кризиса половина рынка принадлежала европейским и китайским производителям, доля которых существенно сократилась после кризиса. И, несмотря на падение емкости рынка, возможности Kastamonu как производителя выросли.
Технический консультант «Талион Трейдинг» Владимир Керченский провел презентацию завода плит OSB в г. Торжке, строительство которого началось на базе компании «Талион Терра», известной как производитель LVL-бруса. На предприятии по выпуску бруса успешно эксплуатируется оборудование известного германского машиностроительного концерна Dieffenbacher, и поэтому было принято решение оснастить завод по производству плит OSB линией этого же концерна. Расчетная мощность завода - 500 тыс. м3 в год. В качестве сырья будет использоваться древесина хвои (60%) и осины (40%). Предполагается выпускать плиты толщиной от 6 до 40 мм, шириной 2800 мм, максимальной длины 6200 мм.
В Тверской области есть программа по расселению жителей из ветхого жилья в многоквартирные деревянные дома. К сожалению, действующие СНИПы ограничивают строительство по площади и по этажности (пока разрешено строить деревянные дома не выше трех этажей, но на заводе надеются, что вскоре нормативы будут изменены). Тем не менее, первые дома, для возведения которых применялись плиты OSB, уже заселены, и их жильцы положительно отзываются о качестве домостроения, что дает основание надеяться на развитие завода.
Главный редактор информационно-аналитического агентства WhatWood Кирилл Баранов представил оценку мощностей российских предприятий по производству плит и фанеры. Суммарная проектная мощность действующих сейчас 65 фанерных заводов - 4 млн м3 в год, в 2015 году они выпустили 3,6 млн м3 фанеры. В основном компании производят березовую фанеру, из всего объема изготавливаемого продукта 1,5 млн м3 продается на внутреннем рынке. В последние годы из-за кризиса внутренний рынок потребления сокращается, но ослабление рубля по отношению к основным мировым валютам позволило открыть для российских фанерщиков хорошие перспективы на экспортных рынках и по итогам первого полугодия 2016 года экспорт фанеры вырос на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Фанерная отрасль генерирует около четверти всей выручки деревообработки. Среднегодовые темпы роста выручки составляют 8%.
В стадии обсуждения строительство новых предприятий. Например, Segezha Group планирует ввод новой линии в Кировской области и еще одного предприятия в Вологодской области. Компания «Устьелес» планирует удвоить мощности на базе своего предприятия в Вологде. Руководство польской компании Barlinek обдумывает возможность строительства завода в Костромской области.
В сегменте плит MDF и ДВП в России работают 26 крупных предприятий. Общая мощность заводов по выпуску плит MDF - 3,3 млн м3 в год. Компания Egger намерена расширить свою линию на заводе в г. Гагарине Смоленской области. Kronospan рассматривает возможность одновременного строительства трех заводов в Калининградской и Калужской областях, а также в Республике Башкортостан.
До 50% производимых плит MDF потребляет мебельная промышленность. Можно сказать, что рынок этих плит живет и развивается за счет замены ими древесно-стружечных плит и особенно - ДСП мокрого способа, которые еще не так давно были сопутствующей продукцией на ЦБК. По прогнозу г-на Баранова, в будущем все производства ДСП мокрого способа будут закрыты. В качестве примера он привел Архангельский ЦБК, который недавно закрыл подобную линию по причине нерентабельности. На рынке плит MDF наблюдается высокая конкуренция, что привело к снижению цен на продукцию. Специалисты отмечают, что по всем показателям рынок плит MDF приближается к насыщению.
Рынок плит OSB весьма существенно изменился за последние годы: состоялся переход от безусловного импорта к собственному производству. Объем рынка г-н Баранов оценил в 1,2 млн м3, из которых 800 тыс. м3 уже производятся в России. Основных производителей в России пока два - ООО «ДОК "Калевала"» (г. Петрозаводск, Карелия) и ООО «Кроношпан» (г. Егорьевск, Московская обл.).
Г-н Баранов оценил потенциал роста производства фанеры с 4 до 5,5 млн м3 в год. Основной фактор, который может сдержать этот рост, это доступность фанкряжа в европейской части России.
Генеральный директор АМДПР Олег Нумеров отметил хаотичность размещения новых предприятий по производству фанеры и плит MDF и OSB в стране. Руководство ассоциации считает, что подобное положение, когда предприятия сами решают, где строить новые предприятия, недопустимо, есть закон о стратегическом развитии промышленности, есть сведения о доступности сырьевой базы и наличии трудовых ресурсов, и решение об организации новых предприятий в том или ином регионе должно приниматься с учетом этой многофакторности. Когда в ассоциации узнали о планах инвесторов построить три новых завода в Центральной России, то сразу забили тревогу и доложили и в Правительстве РФ и в Совете безопасности России о необходимости проверить целесообразность строительства этих новых предприятий.
Мигмер Китинов, представитель Strategy Partners Group, которая совместно с Минпромторгом РФ и Ассоциацией предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России занимается разработкой стратегии ЛПК до 2030 года заявил, что в начале 2017 года, эта программа будет представлена в Минпромторге, где пройдет процедуру согласования. Г-н Китинов заверил, что при составлении программы рассматривался не только баланс спроса и предложения на плитную продукцию, но и технологические, трудовые и сырьевые факторы.
Президент группы компаний «Русский ламинат» Руслан Курбанов рассказал о рисках, с которыми сталкиваются игроки рынка плитной продукции. Это прежде всего падение спроса и снижение цен как на мебель, так и на плиты. Тем не менее, идет строительство новых производственных мощностей и наблюдается рост предложения на плитном рынке, в то же время на мебельном заметно сокращение объемов импорта и отсутствие роста объемов экспорта.
За последние годы стоимость плит в валюте снизилась в разы, в то время как цены в рублях на эту продукцию, например, по ДСП, снизились на 10-15%. Мощности предприятий, выпускающих ДСП, за последнее десятилетие выросли в три раза. Но издержки в производстве облицованных плит за этот же период выросли в среднем в полтора раза, что связано с ростом цен на декоративные бумаги, пленки, смолы, энергию. В этих условиях слабые предприятия с малыми мощностями, использующие старые технологии, с плохой локацией, вынуждены будут уходить с рынка или пойдут по пути консолидации и слияния. Но кризис - это и время, когда следует активизировать свои возможности и использовать резервы для оптимизации производства. Статистика показывает, что доля отечественной мебели на рынке растет, процесс импортозамещения идет очень активно. Двигателем спроса является ввод в строй жилья, что положительно влияет на производство мебели и деталей интерьера. А основным драйвером развития рынка плитных материалов и мебели в настоящее время является экспорт. Основной фактор, который сдерживает рост производства, - отсутствие длинных и дешевых денег для инвестиций.
Выступление Руслана Курбанова дополнил Олег Нумеров, который сообщил, что проект постановления Правительства РФ о запрете приобретения для муниципальных и государственных нужд мебели и изделий деревообработки импортного производства после третьей попытки находится на рассмотрении в кабинете министров. Если он будет принят, то может стать стимулом роста для отечественных предприятий.
Острую полемику вызвало выступление президента ГК «МИФ» Максима Лазарева. Он поделился своей оценкой рынка плит в России и точкой зрения на решение вопросов ценообразования для предприятий малого и среднего бизнеса, возможности которых ущемляются крупными производителями плиты.
Как и почему это происходит? По мнению президента ГК «МИФ», крупным иностранным производителям плит, построившим заводы в России, очень непросто поставлять продукцию на европейские рынки, что связано с большими расходами на рекламу, склады и логистику. Значительно проще реализовывать плиту на внутреннем рынке по демпинговым ценам. Основная причина в том, что крупные производители плитной продукции создают нерыночные механизмы конкурентоспособности для сетевой торговли и крупных производителей мебели.
В подтверждение своих слов Максим Лазарев привел такой пример. В готовой мебели, продающейся в крупных сетях, например, в «Леруа Мерлен», «Много мебели» и др., стоимость 1 м2 ламинированной плиты 370-390 руб. Причем входная цена плиты в готовом изделии от крупных производителей мебели в сети составляет 210-230 руб. По прайс-листам таких крупных производителей плиты, как Kronospan, «Кроностар» или Egger, которые опубликованы на сайтах компаний, первоначальная отпускная цена по основным декорам - 190 руб. Г-н Лазарев считает, что для крупных производителей мебели эти комбинаты, поставляющие свою продукцию в сети, предоставляют серьезные ценовые преференции, т. е. предлагают плиты по цене 130-140 руб. за 1 м2. Для сравнения: отпускная цена 1 м2 плит для предприятий малого бизнеса - 210-230 руб.
По мнению Максима Лазарева, подобная политика ценообразования ведет к значительному сокращению сегмента малого и среднего бизнеса в мебельной промышленности именно за счет этих ценовых преференций крупным мебельным предприятиям и транснациональным сетям от лидеров плитной промышленности. Предприятия малого и среднего бизнеса теряют конкурентоспособность по себестоимости готовой мебели на внутреннем рынке и не имеют возможности выходить на экспортные рынки.
Решение проблемы Максим Лазарев видит в гармонизации ценообразования, что позволит не допустить уничтожения внутреннего рынка. Локомотив мебельного рынка - малые и средние предприятия, которые во многом являются новаторами - в основном именно они предлагают потребителям новые модели мебели, используют для изготовления продукции около 300 декоров, в то время как крупным предприятиям требуется не более 30. Если ситуация не изменится, как предполагает г-н Лазарев, доля крупных производителей на рынке мебели вырастет до 70%, при том что общий объем потребления мебели сейчас сократился на 30-40%. Это значит, что доля рынка малого бизнеса сократится в два раза, что приведет к закрытию сотен мебельных цехов.
Президент ГК «МИФ» отметил, что есть острая необходимость в договоренностях между производителями плит и дистрибуторами, которые работают с продукцией малых и средних предприятий мебельной промышленности, так как ситуация на рынке сложилась критическая.
Региональный директор компании Cross Wrap Любовь Степанова предложила слушателям технологические решения для автоматической упаковки плит, фанеры и шпона в стрейч-пленку. Как отметила г-жа Степанова, российские производители выпускают высококачественную продукцию, которую следует должным образом упаковывать. Компания Cross Wrap предлагает в рамках модернизации производств установить линию упаковки, которую обслуживает всего один оператор и возможности которой позволяют упаковывать разноформатные пачки плитных материалов и шпона.
Об оптимизации процессов строительства заводов по производству плит и фанеры рассказал главный инженер ООО «Сатер-Рос» Вадим Парфенюк. Компания хорошо известна в России монтажом оборудования на таких заводах, как ДОК «Калевала», Апшеронский ПДК, «Томлесдрев». Г-н Парфенюк, в частности, отметил, что отказ от использования при монтаже оборудования, например, кранов большой грузоподъемности позволяет сэкономить несколько миллионов рублей.
В завершение конференции генеральный директор АМДПР Олег Нумеров сделал объявление о том, что ассоциацией принято решение о создании отраслевого центра поддержки экспорта мебельной и деревообрабатывающей промышленности.
Подготовил Михаил ДМИТРИЕВ