Регион номера

«Малышам» в лесу не место?

Генеральный директор Союза лесопромышленников Республики Коми Анатолий Байбородов о проблемах малого бизнеса

Уже второй год лесная промышленность в Коми явно на подъеме, если верить цифрам статистики. Но пока крупные предприятия активно развиваются и строят амбициозные планы, представители малого лесного бизнеса жалуются, что они на грани разорения. «Малышам» в лесу не место?

Анатолий Байбородов

Почему лесным предприятиям, штаты которых немногочисленны, приходится буквально выживать и можно ли как-то решить их проблемы - рассказал корреспонденту нашего издания генеральный директор Союза лесопромышленников Республики Коми Анатолий Байбородов.

- Большая проблема малого бизнеса - строительство дорог. На него у малых компаний либо вообще нет средств, либо они не уверены, что, затратив немалые деньги на устройство лесовозной дороги к делянке, потом «отобьют» затраты. Бывали случаи, когда предприниматель строил дорогу, заготавливал древесину на одном участке, а другой, расположенный по соседству, в аренду получить не мог. Что делать в подобной ситуации?

- Обычно у предпринимателей выбор вариантов решения этой проблемы невелик. Либо не брать в аренду отдаленный участок в надежде на то, что на аукцион выставят какой-то участок поближе к месторасположению их компании, либо ждать прихода Дедушки Мороза, чтобы он помог проложить зимник подешевле. Проблема еще и в том, что по нынешней методике расчета стоимости древесины на корню арендатор платит не за качество леса, который произрастает на том или ином участке, а за площадь этого участка, на котором нужно будет провести лесохозяйственные мероприятия. Правильнее было бы, если б учитывался качественный состав леса и удаленность этого участка от автомобильной дороги. Мы обсуждали эту тему с начальником Управления лесов Республики Коми Сергеем Шевелевым, он согласен, что этот перекос в законе нужно устранить, чтобы помочь малому бизнесу покрывать затраты. Один из возможных путей решения проблемы: предприятия среднего бизнеса, которые строят дороги, могли бы некоторые свои участки отдавать в субаренду индивидуальным предпринимателям.

- Руководители небольших предприятий довольно часто обращаются к депутатам, правительству республики с просьбой повлиять на крупное предприятие, чтобы оно поделилось своей лесосекой. А разве тут, кроме уговоров «по-хорошему», вообще как-то повлиять можно?

- Законодательно - нет. Хотя это действительно острая проблема. Например, сейчас в Усть-Вымском районе, в Айкинском лесничестве для малого бизнеса лесных ресурсов вообще не осталось, все участки переданы крупным арендаторам. На мой взгляд, это совершенно неправильный подход и местным властям нужно резервировать какое-то число лесных кварталов, на которых могли бы работать малые компании. Сегодня у нас в регионе в аренде находятся участки с запасом более 12 миллионов кубометров древесины, а арендаторы заготавливают лишь около семи миллионов...

- А остальное про запас оставляют?

- Именно так, мол, пусть будет на всякий случай. Конечно, был бы справедливым такой порядок: если взял лишнее, поделись с тем, кому это действительно нужно. Но заставлять это сделать нельзя. Сейчас на уровне федеральных властей думают о том, чтобы вместо арендной платы ввести рентную. Может, тогда крупным предприятиям запасы на черный день держать будет невыгодно?

Стоит поговорить и о своевременности аукционов. Сколько уже было нареканий арендаторов, что власти поздно выделяют участки! Зима начинается, а аукцион только-только проводится, да еще оформление документов займет около месяца. Думаю, это связано с сокращением аппарата Управления лесов, мы уже заметили, что на наши обращения, письма там тоже просто не успевают отвечать. Хочу привести пример, сравнив наш регион с соседними. Площадь Гослесфонда в Республике Коми - 36,2 млн га, в Архангельской области - 28,5 млн га, в Вологодской - 11,5 млн га. Общая численность сотрудников нашего Управления лесов - 35 человек, в Архангельской области - 67, в Вологодской - 113. То есть получается, в соседних регионах на 1 млн га леса должностных лиц в разы больше. Люди просто не успевают вовремя выполнять огромные объемы работы.

- В сентябре, когда на заседании Госсовета Коми обсуждались проблемы малого бизнеса, один из участников мероприятия рассказал, что его предприятие простаивает и люди увольняются, потому что лес заготавливать негде и пилораму нечем нагрузить; он хотел закупить пиловочник, но цены сейчас на него выросли, потому что у более или менее крупных предприятий заключены выгодные контракты на поставку материалов в Китай и другие страны...

- Да, более 80% пиловочника, заготовленного в Коми, идет на экспорт. Но иностранные партнеры в первую очередь хотят работать с крупными компаниями, потому что в этом случае они уверены в стабильности поставок, соблюдении всех требований. Небольшие компании тоже на международный рынок выходят, но гораздо реже, потому что на маленькие партии товара и цена ниже, чем на крупные. Так сложилось, что крупные лесопользователи, владеющие большими лесными площадями, определяют рыночную цену на пиловочник, даже если сами его не перерабатывают. И на балансовую древесину тоже они цены диктуют. Получается, малое предприятие, у которого есть пилорама, сегодня купить пиловочник не может - дорого. Заготавливать свой либо негде, либо дорого, потому что до делянок далеко. Развиваться толком невозможно, поскольку харвестер или форвардер для сельского предприятия, в штате которого всего человек десять работают, - покупка неподъемная, как и хорошая сушильная камера. Покупать в кредит? Невозможно! Банки требуют почти двойной залог по стоимости. Если «малыши» что-то и покупают, то только технику б/у, которая эксплуатируется до полного износа.

Сейчас и политики, и чиновники в публичных заявлениях любят делать акцент на проблемах малого бизнеса. Говорят, что небольшим компаниям нужна помощь, преференции, но на практике реальной помощи малый бизнес не видит. В лесной отрасли Коми у малых предприятий пока солидная доля, особенно много таких в сельских районах. Но крупные лесопромышленные компании волей-неволей вытесняют малый бизнес с рынка. Они расширяют производство, и им требуется все больше участков в аренду. Естественно, власти им идут навстречу - это же стабильное производство с хорошими экономическими возможностями, много рабочих мест, отчисления в бюджет...

- Главы маленьких сельских поселений, на территории которых ведут заготовку крупные лесные предприятия, иногда жалуются на то, что компания только заготавливает лес, а перерабатывать его увозит на свою базу за много километров. И пилорама небольшого местного предприятия закрывается... С одной стороны, успешные компании по договорам социального партнерства помогают сельским территориям, а с другой... Не заставишь же их брать «малышей» под опеку как школу или детский сад?

- Здесь надо говорить о социальной ответственности за территорию, на которой работаешь. Ведь малый бизнес позволяет селу жить, дает людям работу, обеспечивает местных жителей стройматериалами, дровами. К сожалению, у нас крупные компании редко берут в субподрядчики предприятия малого бизнеса. А если и берут, то обычно на сезонные лесохозяйственные работы: рубки ухода, лесопосадки. «Малыши» изо всех сил стараются держаться на плаву, но им тяжело. Я недавно видел статистику: за год у нас закрылось почти 1800 малых предприятий. Открылось чуть больше шестисот. Полагаю, что в числе закрывшихся немало представителей лесного бизнеса.

- Малому бизнесу предлагают кооперироваться, вместе выходить на аукционы, вскладчину покупать технику. Есть в республике примеры подобной кооперации?

- Был такой пример: в Усть-Куломском районе объединились несколько индивидуальных предпринимателей. У одного был лесфонд, у другого - лесовозы, у третьего - лесозаготовительная техника. Хорошее было начинание, но изменилась стоимость балансовой древесины и стало невыгодно возить ее на продажу. Так они и разошлись. С тех пор не слышал, чтобы у нас еще кто-то кооперировался. Хорошо еще, что есть отдельные случаи, когда предприятия малого бизнеса, работающие на территории одного лесничества, если не помогают друг другу, то хотя бы не воюют, как бывало раньше, а договариваются, чтобы всем хватало леса и работы.

Беседовала Анна ПОТЕХИНА

Другие статьи рубрики Регион номера: Республика Коми

Край трудолюбивых людей
Сбалансированная политика в сфере ЛПК – залог успешной работы предприятий региона
Как живет ЛПК Коми
За ремонт дорог платить или сплав возобновить?
Чем аукнулся советско-болгарский договор о лесозаготовках в лесах Коми
Директор Сыктывкарского лесного института Любовь Гурьева: «Наша миссия – растить успешных!»
Список предприятий ЛПК Республики Коми

В краю нефтяных вышек
Там, где не ступала нога человека
ЛПК Республики Коми делает ставку на биоэнергетику и новые технологии
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года
Ключевые предприятия ЛПК Республики Коми
Установка новой сушильной машины – очередной шаг в развитии «Монди СЛПК»

Сокровища севера
Главное богатство - ель
Ассиметрия производства
ЛПК - базовый элемент экономики Коми
Ведущие предприятия ЛПК Республики Коми
Список предприятий ЛПК Республики Коми

Николай Герасимов: «Лесной бизнес должен чувствовать себя комфортно!»
Кому в Коми жить хорошо?
Ломтысян гранула, или гранула, которая горит
Список крупных предприятий ЛПК Республики Коми

Обзоры ЛПК регионов России