Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесное хозяйство

Инвентаризация лесов: за и против

Третьего августа 2010 года на официальном сайте Минсельхоза России в рубрике «Независимая экспертиза» был размещен проект приказа «Об утверждении Порядка проведения государственной инвентаризации лесов». Первые же отклики на этот документ показали, насколько неоднозначно отношение специалистов к этому нововведению, узаконенному в 2007 году Лесным кодексом РФ.

Многочисленные критики называют новый порядок ГИЛ, мягко говоря, невнятным, а государственную инвентаризацию − очередным благим намерением, которое известно куда приводит. И даже те, кто относится к инвентаризации благосклонно, достаточно осторожны в прогнозах − слишком большая у нас страна и уж очень значительные средства нужно вложить, чтобы должным образом обеспечить всю работу.

По образу и подобию?

Опыта государственной инвентаризации лесов в России никогда не было, и сейчас делается попытка создать национальную систему инвентаризации, аналогичную зарубежным. По замыслу законодателей, она должна обеспечивать поступление необходимой информации для принятия управленческих решений на уровне как Федерации, так и ее субъектов. Считается, что полученные данные о запасах насаждений будут использованы при разработке документов среднесрочного и долгосрочного планирования. Ожидается, что инвентаризация даст достаточно объективную оценку эффективности использования лесов и качества лесохозяйственных мероприятий. Однако специалисты неоднократно указывали на то, что нельзя просто копировать какую-либо приемлемую систему и переносить ее на российскую почву. На Западе национальная инвентаризация проводится в условиях действия смешанной − частно-государственной формы собственности на леса и высокого уровня финансирования. Например, в США, где площадь лесов в три раза меньше, чем в России, тратят на эти цели около $65 млн. Нетрудно посчитать примерный уровень предстоящих расходов на ГИЛ в нашей стране, и специалистами часто высказываются сомнения в том, будут ли выделяться такие деньги.

Ситуация усугубляется тем, что, по новому лесному закону, вступившему в силу с января 2007 года, лесоустройство в России перестало существовать как единая система, а новая система инвентаризации еще не заработала. С 2007 года плановые лесоустроительные работы на территории Российской Федерации были вообще прекращены. И хотя российским правительством в соответствии с Лесным кодексом была разработана и утверждена лесоустроительная инструкция, эти работы уже три года не проводятся должным образом. Трехлетняя пауза негативно сказалась на работе лесничеств и лесопользователей. Отсутствие плановых лесоустроительных работ не позволяет актуализировать таксационные и картографические базы данных предыдущего лесоустройства и, соответственно, вести обновленный государственный лесной реестр.

И все это происходит на фоне общей негативной ситуации в лесном комплексе. За последние 20 лет отечественное лесоустройство значительно утратило свой производственный и кадровый потенциал из-за неустойчивого финансирования и ухудшения социальных условий для работников. По данным Федерального агентства лесного хозяйства, в настоящее время около 50% лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет, а на площади более 3 млн га лесов, находившихся ранее во владении сельскохозяйственных организаций, лесоустройство вообще не проводилось. Все важнейшие документы текущего лесного планирования (Лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, проекты освоения лесов на арендуемых лесных участках) разрабатывались в большинстве случаев на устаревших материалах лесоустройства, что не могло не сказаться на качестве подготовки этих документов.

Хотели как лучше…

Работа по определению количественных и качественных характеристик лесов должна охватывать все леса России. Первый полный цикл инвентаризации предполагается завершить до 2020 года. Для этого будет организована сеть из 90 тыс. пробных площадей. В соответствии с Программой государственной инвентаризации лесов работы должны выполняться последовательно по приоритетному принципу − в первую очередь в регионах с интенсивным использованием лесов. В дальнейшем планируется заложить сеть постоянных пробных площадей в соответствии с мировыми стандартами. Вроде бы перспективы хорошие, но оппоненты возражают: в России, по разным оценкам, освоенных территорий с развитой дорожной сетью, интенсивным лесопользованием и ведением лесного хозяйства − не более одной трети всей территории страны. Другая проблема: для получения точных результатов нужен очень большой объем выборки, который вряд ли будет обеспечен. Показательно, что за первый год проведения ГИЛ пробных площадей было заложено в 10 раз меньше норматива, обеспечивающего приемлемую точность. Есть еще одна серьезная претензия: если инвентаризация претендует на роль системы государственного надзора за состоянием и использованием лесов, она должна быть независимой от других методов учета лесов. Сейчас этого не наблюдается, так как при проведении инвентаризации используются материалы лесоустройства. Одним словом, специалисты сомневаются, что в результате проведения такой инвентаризации государство сможет получить качественную и статистически достоверную информацию о состоянии лесов в целом.

До сих пор нет документа, который четко бы определил, каким образом должна проводиться инвентаризация, какие работы и в каких объемах должны выполняться. Представители «Гринпис России» считают, что и в новом документе, предложенном к обсуждению Минсельхозом, эти вопросы не решены, а «Порядок проведения ГИЛ» − это «сугубо формальный документ, представляющий собой бюрократическую связку между Лесным кодексом и внутренними правилами и методиками Федерального агентства лесного хозяйства». Тем не менее вторым пунктом данного документа ФАЛХу поручается «обеспечить ежегодное представление в Минсельхоз России отчетов об обобщенных результатах государственной инвентаризации лесов по субъектам Федерации до 1 апреля, по Российской Федерации − до 1 мая года, следующего за отчетным».

Очевидно, что внедрение государственной инвентаризации лесов по зарубежным аналогам идет в России трудно и очень медленно. Поэтому сегодня специалисты склоняются к тому, что нужно возродить и модернизировать систему лесоустройства и гармонизировать отечественную систему государственной инвентаризации лесов с международными подходами к лесоинвентаризации.

Галина МАЛИКОВА