Ель удмуртская
Отличительная особенность лесов Удмуртии - их расположение в двух лесорастительных зонах: таежной и хвойно-широколиственных лесов
Общая площадь лесов на территории Удмуртской Республики составляет 2064,8 тыс. га, в том числе лесов на землях лесного фонда, находящихся в ведении министерства лесного хозяйства, - 2035,7 тыс. га (98,6% всех лесов). Лесные земли занимают 97% общей площади земель лесного фонда. Лесистость - 46,7%.
Защитные леса на землях лесного фонда занимают 442,6 тыс. га, эксплуатационные леса - 1593,1 тыс. га. По породному составу площадь насаждений остается довольно стабильной уже на протяжении не одного десятка лет. Большую часть территории занимают ель (772,3 га) и береза (614,7 га).
Общий запас древесины основных лесообразующих пород - 320,42 млн м3, в том числе хвойных древесных пород - 58%. В эксплуатационных лесах запас спелых и перестойных лесных насаждений - 57,09 млн м3, из них хвойных древесных пород - 48%.
В 2011 году общая площадь рубок спелых и перестойных лесных насаждений на территории Удмуртской Республики составила 6895 га. Было заготовлено 1336,9 тыс. м3 древесины. Расчетная лесосека при рубке спелых и перестойных лесных насаждений установлена в объеме 2472,5 тыс. м3. Интенсивность использования расчетной лесосеки - 54%.
Проблемы лесов Удмуртии и пути их решения
К основным лесным проблемам Удмуртии в региональном министерстве лесного хозяйства относят устаревшие материалы лесоустройства. «Такая ситуация негативно сказывается на данных государственного лесного реестра и документах лесного планирования и проектирования лесных участков для предоставления их в аренду, а также затрудняет организацию ведения лесного хозяйства и использование лесов на современном уровне. Между тем, лесоустройство остается важнейшим элементом лесоучетных работ, главным информационным ресурсом, обеспечивающим устойчивое управление лесами, - говорит заместитель министра Сергей Журавлев. - Основная площадь лесов на землях лесного фонда была охвачена лесоустройством в 1995-1999 годах. Срок действия документации истек. Для получения новой и полной информации о состоянии лесного фонда и проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов необходимо провести таксацию лесов, являющуюся составной частью лесоустройства. В соответствии с действующим законодательством заказчиком таксационных работ могут быть органы государственной власти субъектов РФ. В настоящее время часть арендаторов лесных участков в целях заготовки древесины проводят таксацию лесов на арендованных лесных участках, однако в целом по лесничеству совместить новые лесотаксационные показатели с оставшейся частью предыдущего лесоустройства и внести эти данные в государственный лесной реестр проблематично. Один из путей решения этой проблемы, по нашему мнению, - обеспечение полного финансирования объекта лесоустройства - всего лесничества (основной территориальной единицы управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов), а не его отдельных частей. Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики такие шаги были предприняты еще в 2009 году, когда за счет средств республиканского бюджета были проведены лесоустроительные работы на территории двух лесничеств. В рамках реализации республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства" в 2013 году также предполагается выделение финансирования из бюджета субъекта. Но без софинансирования из федерального бюджета выполнение этих работ в границах лесничеств сомнительно. Надеемся, что при выделении дополнительных субвенций из федерального бюджета этот вопрос удастся решить».
Еще одна серьезная проблема для лесов республики в настоящее время - массовое усыхание хвойных насаждений, вызванное аномальными погодными условиями 2010 года, говорят в минлесхозе региона. Весьма продолжительная засуха вызвала дефицит почвенной влаги, особенно в южных и центральных районах республики, что привело к сильному ослаблению и гибели елей, у которых поверхностная корневая система. Очаги массового усыхания хвойных насаждений, общая площадь которых превышает 30 тыс. га, ухудшают санитарное состояние лесов и в значительной степени повышают пожарную опасность в республике.
С 5 сентября 2012 года распоряжением Президента Удмуртской Республики введен режим чрезвычайной ситуации на землях лесного фонда региона. В рамках действия режима ЧС проводится наземное лесопатологическое обследование; только с 5 сентября по 24 октября 2012 года оно проведено на площади 7275 га.
В целях наиболее объективной оценки санитарного состояния лесных насаждений, уточнения площади массового развития очагов короеда-типографа и сопутствующих стволовых вредителей, планирования противопожарных мероприятий на 2013 год, необходимых для снижения класса природной опасности, которая сложилась вследствие увеличения количества сухостойной древесины, в лесных массивах проведено авиаобследование лесных насаждений на землях лесного фонда Удмуртской Республики. В настоящее время производится обработка полученных данных, готовится план мероприятий, направленных на ликвидацию последствий массового усыхания еловых насаждений.
Лесные дороги в Удмуртии
Что касается актуальной для многих регионов России проблемы лесных дорог, то в Удмуртии для вывоза заготовленной древесины с лесосек к транзитным путям в основном используются специализированные лесные дороги, построенные лесозаготовительными предприятиями. Лесовозные пути республики - автомобильные дороги с песчано-гравийным и твердым покрытием, а также снежно-ледяные дороги зимнего действия.
«Средняя протяженность всех видов дорог в Удмуртии (кроме железных дорог и зимников) на 1000 га лесного фонда составляет 9,2 км. По отдельным лесничествам этот показатель варьируется от 4,0 до 26,9 км. Если учесть, что норма - 10 км на 1000 га, то можно отметить недостаточное обеспечение лесного хозяйства дорожной сетью, - отмечает Сергей Журавлев. - Для осуществления наземной охраны лесов от пожаров средняя протяженность дорог, как правило, должна быть не менее 6 км на 1000 га общей площади лесов. Разветвленной сетью постоянно действующих дорог различного назначения представлены дороги в центральных и южных районах республики. В северной части региона дороги не в полной мере обеспечивают транспортное освоение территории земель лесного фонда. В целях дальнейшего развития транспортной сети лесных дорог в договоры аренды лесных участков для заготовки древесины включаются пункты, обязывающие арендаторов строить новые лесные дороги».
Пожарная безопасность в лесах Удмуртии
в 2008–2012 годах
Выстроенная система пожарной охраны лесов Удмуртии работает довольно эффективно, отмечают в региональном минлесхозе. Благодаря своевременному обнаружению очагов возгораний, оперативному реагированию и тушению все пожары ликвидируются в первые часы и на минимальных площадях, а показатель средней площади одного лесного пожара даже в «горячем» 2010 году не превышал 0,77 га.
«Помимо ранней и качественной подготовки к пожароопасному сезону, важной составляющей обеспечения пожарной безопасности в лесах является ежедневный контроль обстановки, основные элементы которого - наземное и авиационное патрулирование лесов. Для сокращения количества случаев лесных пожаров лесопожарными формированиями организована работа по тушению так называемых сельхозпалов. Благодаря своевременному реагированию и тушению сухой травы на территориях, прилегающих к лесным массивам, удается сократить количество переходов огня в лес», - говорят сотрудники министерства.
Что касается нововведений последних двух лет, следует отметить, что с 1 января 2011 года в круглосуточном и круглогодичном режиме работает единый пункт диспетчерского управления по охране лесов от пожаров и незаконных рубок. В мае прошлого года пущена в эксплуатацию разработанная специалистами министерства «Информационная система по тушению пожаров». Автономным учреждением Удмуртской Республики «Удмуртлес» получена лицензия на выполнение работ по тушению лесных пожаров.
Серьезным подспорьем в работе лесопожарных служб стали технические средства трех созданных в 2011 году пожарно-химических станций третьего типа. В 2012 году пополнение парка лесопожарной техники продолжается: средства на эти цели выделяются как из федерального, так и из республиканского бюджета.
Очень сложной остается обстановка в Малопургинском районе республики, где в результате пожара на военном арсенале, произошедшем в июне 2011 года, разлет боеприпасов составил около 12 км, что существенно осложняет работу лесных служб в этом районе, а тушение возможных пожаров связано с риском для жизни. Для предотвращения развития ситуации по худшему сценарию минлесхозом была проведена подготовительная работа и достигнута договоренность о взаимодействии с ОАО «Уральский пиротехнический завод», которому была передана техника для тушения пожаров в трехкилометровой зоне. Помимо этого, разработан и выполнен план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах и на прилегающих к ним поселениях. В результате напряженной работы в 2012 году на территории района впервые не было зафиксировано ни одного лесного или полевого пожара. Тем не менее обстановка в лесном фонде на территории Малопургинского района еще не один год будет требовать контроля органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Борьба с незаконными рубками в Удмуртии
За последние несколько лет в республике удалось добиться устойчивого снижения количества и объемов незаконных рубок.
В целях предотвращения незаконных рубок принимаются следующие меры:
● министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики организован еженедельный мониторинг ситуации по незаконным рубкам леса: ведется постоянный сбор данных обо всех случаях, обработка и анализ информации, своевременно принимаются соответствующие меры по выявлению и привлечению виновников к установленной законом ответственности, ситуация находится под постоянным контролем.
● в целях обмена информацией данные по незаконным рубкам леса, сведения о лесонарушителях и результаты по привлечению их к ответственности ежеквартально представляются в Федеральную налоговую службу по Удмуртской Республике.
● министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики изучен и одобрен проект Федерального закона «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный законопроект устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота круглых лесоматериалов, а также механизм противодействия незаконному обороту древесины.
● для решения возникающих вопросов, выработки предложений и подведения итогов проводимых мероприятий по сокращению и предотвращению незаконных рубок леса рабочими группами проводятся совещания, беседы с местным населением, ведется работа со средствами массовой информации.
● к числу наиболее эффективных профилактических мероприятий, направленных на выявление и пресечение лесонарушений, можно отнести еженедельные рейды постоянно действующих мобильных групп, созданных из должностных лиц работников лесного хозяйства, территориальных отделов внутренних дел и Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения. Такими лесопатрульными группами осуществляются проверки автотранспорта на предмет законности происхождения перевозимых лесных грузов и рейды по лесным массивам.
Благодаря совместным усилиям в 2011 году было разоблачено несколько особо злостных лесонарушителей, которые привлечены к уголовной ответственности с реальным отбыванием наказания в исправительных колониях.
Лесовосстановление в Удмуртии
Уровень выполнения лесовосстановительных мероприятий в Удмуртии остается стабильно высоким, а почти четверть лесов в республике составляют искусственно посаженные.
Ежегодно в лесном фонде проводятся лесовосстановительные мероприятия на площади 5,4 тыс. га, в том числе посадка лесных культур - на площади 3,0 тыс. га, естественное лесовосстановление - на площади 2,4 тыс. га. Работы по уходу за лесными культурами ежегодно проводятся на площади 11,4 тыс. га.
В течение последних шести лет мероприятия по лесовосстановлению проведены на площади 32,8 тыс. га, в том числе создано лесных культур на площади 17,8 тыс. га, агротехнические уходы за ними произведены на площади 64 тыс. га. Ввод молодняков в категорию ценных древесных насаждений осуществлен на площади 34,8 тыс. га.
В республике развита сеть постоянных лесных питомников для выращивания качественного и недорогого посадочного материала, которым обеспечивается не только республика, но и ряд соседних регионов. Обязанность по производству сеянцев и саженцев лесных растений (в основном это сосна обыкновенная и ель гибридная) возложена на Автономное учреждение Удмуртской Республики «Удмуртлес». Посев семян производится на площади не менее 10 га в год, при этом количество выращенного посадочного материала превышает 17 млн шт.
Кадры лесной отрасли Удмуртии
Подготовка кадров для лесного хозяйства Удмуртии осуществляется Ижевской государственной сельскохозяйственной академией, ежегодно выпускающей специалистов высокого уровня. Помимо этого, в лесном хозяйстве республики работают и выпускники других образовательных учреждений, таких, например, как Лубянский лесхоз-техникум. Переподготовка и повышение квалификации специалистов отрасли осуществляется ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», а также ФАУ «Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства» (г. Пушкино). Таким образом, проблем с подготовкой кадров в регионе нет, утверждают в минлесхозе. Сложность в другом - в связи с низкой зарплатой работников лесного хозяйства не все молодые специалисты, окончившие вузы, стремятся работать по полученной специальности.
Другие статьи рубрики Регион номера: Республика Удмуртия
Нефть и лес
Простор для развития
Крупнейшие предприятия ЛПК Удмуртии
Больше века в деревообработке
«Умная» кровать
От лесозаготовок до ЛДСП
Список предприятий ЛПК Республики Удмуртия