Партнеры журнала:

Тема страницы

Обнародован проект Лесного плана Красноярского края на 2019–2028 годы

Десять лет – не срок

В Красноярском крае началась разработка нового Лесного плана на 2019–2028 годы. Но если верить конкурсной документации, утверждать новый документ губернатору и правительству региона придется лихорадочно, в спешке.

Как известно, Лесной план стал обязательным документом развития для всех регионов РФ в 2007 году, с введением нового Лесного кодекса РФ. В соответствии со статьей 86 ЛК РФ, в Лесном плане субъекта РФ определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны этого освоения. Горизонт планирования этих мероприятий – десять лет, и предыдущий лесной план российские регионы разработали на 2009–2018 годы, так что сейчас уже можно подводить некоторые его итоги.

Лесной план Красноярского края был утвержден указом губернатора региона в декабре 2008 года, хотя впоследствии корректировался: в связи с изменением действовавших в 2009–2013 годы и 2015 году нормативных правовых актов в сфере лесных отношений – по уточненным показателям. Однако принципиально задача не менялась: повышение качества лесов, оценка их состояния проведением государственной инвентаризации и других мероприятий, направленных на повышение эффективности лесохозяйственного производства.

Площадь региона 2 366 800 км2

Если говорить о заготовке древесины в лесничествах Красноярского края, то, согласно данным Лесного плана, в 2015 году по хвойной древесине расчетная лесосека составляла 68 млн м3 в год, а объем вырубки в год, предшествовавший внесению изменений в Лесной план Красноярского края (2014), – 10,967 млн м3, в 2015 году было заготовлено 11,061 млн м3, на 2017 год планировались заготовки в объеме 11,350 млн м3. В то же время, по данным министерства лесного хозяйства Красноярского края, в первом квартале 2018 года для обеспечения сырьевой безопасности приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов предприятиям предоставлено в аренду 11,9 млн м3 расчетной лесосеки (из них договоры аренды заключены на 5,1 млн м3). Таким образом, планы увеличения объемов освоения расчетной лесосеки по годам в Красноярском крае выполнены, но только на бумаге, ведь договоров аренды на заготовку заключено на объем вдвое меньший, чем предоставлен в аренду.

В то же время план по привлечению частных инвестиций в регионе перевыполнен. В 2015 году, согласно региональному Лесному плану, в крае планировалось реализовать три инвестиционных проекта: «Создание и модернизация производственных комплексов по глубокой переработке леса в г. Сосновоборске и пос. Верхнепашино Красноярского края» (ООО «Сиблес Проект»), объем инвестиций 669,2 млн руб., «Богучаны. Лесопромышленный комплекс. Лесопильное производство» (ЗАО «Краслесинвест»), инвестиции 117 млн руб., «Организация переработки древесины в Кежемском районе Красноярского края проектной мощностью 300 тыс. м3 готовой продукции в год» (ООО «Приангарский ЛПК»), объем инвестиций 387 млн руб. То есть общий объем запланированных инвестиций чуть меньше 1,2 млрд рублей.

В министерстве лесного хозяйства региона сообщили: «Общая сумма освоенных инвестиций по итогам первого квартала 2018 года составляет 26,2 млрд руб., средний показатель освоения запланированных на этот период финансовых средств 38,3% (план – 68,5 млрд руб.), в том числе в первом квартале 2018 года вложено в реализацию инвестиционных проектов 477,4 млн руб. В связи с возросшей инвестиционной активностью в лесной отрасли края в 2017 году в перечень приоритетных включены шесть инвестиционных проектов: ООО „ЛесСервис“, ООО „Красноярский центр строительства“, ООО „Сибирский Лес“, ООО „ДОК „Енисей““, ООО „Кошурниково“, ООО „Ангара Лес“, а в первом квартале 2018 года – проект ООО „Сиблеско МКВ“».

Проекты ООО «Приангарский ЛПК» и ООО «Сиблес Проект», ЗАО «Новоенисейский ЛХК», ООО «Енисейский фанерный комбинат» и ООО УК «Мекран» уже официально признаны завершенными. «В рамках реализации этих проектов созданы два крупных завода по выпуску пиломатериалов, введены в эксплуатацию линии по изготовлению пеллет, мебельное и фанерное производства. Общий объем вложенных инвестиций в эти проекты составил 21,7 млрд руб.», – рассказали в профильном ведомстве.

Однако объем инвестиций вырос не только вследствие создания властями региона условий для работы бизнеса, но и в результате инфляции и ослабления курса рубля, которые выгодны иностранным инвесторам. В Лесном плане (ЛП) края на 2008–2018 годы отмечалось, что большое значение имеет создание конкурентоспособной лесной промышленности, для которого необходимо активное привлечение в отрасль инвестиций, в том числе иностранных, не только путем вложения капитала, но и за счет развития технологий, поставок современного оборудования и изучения опыта зарубежных партнеров. Отметим, что доля подобных технологий и инвестиций в документе не определялась.

Новый проект Лесного плана региона на 2019–2028 годы власти Красноярского края обнародовали 20 июня. Конкурсная документация на выполнение работ по разработке Лесного плана Красноярского края была опубликована в декабре 2017 года на официальном портале Единой информационной системы в сфере закупок от имени Агентства государственного заказа Красноярского края. Начальная стоимость работ на выполнение государственного контракта заявлена 14,2 млн руб. По итогам конкурса стоимость работ, которые выполняет Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг», составляет 14,189 млн руб. Содержание контракта стандартно: «Подготовленный Исполнителем проект Лесного плана Красноярского края должен содержать следующие разделы: характеристика состояния лесов и их использования; основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; оценка экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов. Содержание разделов проекта Лесного плана Красноярского края должно соответствовать содержанию разделов типовой формы».

Согласно официальной информации, размещенной на сайте госзакупок, «Рослесинфорг» должен представить результаты своей работы в срок до 31 декабря 2018 года, но в проекте контракта указан другой срок: до 1 октября 2018 года. То есть три месяца, по всей вероятности, отводится на окончательную доработку и утверждение документа. Однако с предварительными результатами можно ознакомиться уже сейчас, и прорыва в сфере ЛПК в Красноярском крае ожидать не приходится.

Разработчики нового ЛП не относят лесной комплекс к базовым отраслям развития экономики Красноярского края – первые три места в стратегии развития региона занимают цветная металлургия, топливно-энергетический комплекс и активно развивающаяся нефтегазовая отрасль. ЛПК вместе с агропромышленным комплексом признаны лишь социально значимыми отраслями, поскольку они, как говорится в документе, «обеспечивают занятость населения и сохраняют систему расселения на территории региона».

Если сравнивать новый документ с региональным Лесным планом в редакции 2015 года, то нетрудно заметить, что ситуация в сфере лесного хозяйства меняется крайне медленно. Так, три года назад специалисты отмечали: «К 2018 году планируется некоторое наращивание объемов заготовки древесины – в целом на 5,8%, что приведет к освоению расчетной лесосеки на 14,6%». «Сырьевое богатство не ставит край в число лидеров лесной промышленности страны – расчетная лесосека используется всего на 15,3% (доля по хвойным породам чуть выше – 24,1%), а доля региона в производстве лесопромышленной продукции России не превышает 2,5%», – написано в проекте нового Лесного плана Красноярского края. Согласно новому документу, объем заготовки леса в регионе за 10 лет хоть и вырастет в абсолютных цифрах, но в относительных останется на прежнем уровне – из-за увеличения расчетной лесосеки. «Расчетная лесосека в лесничествах Красноярского края на планируемый период действия Лесного плана Красноярского края (2019–2028 годы) составила 115 068,6 тыс. м3 ликвидной древесины, в том числе по хвойному хозяйству 81 327,8 тыс. м3 (70,7%). К 2028 году планируется некоторое наращивание объемов заготовки древесины – в целом на 5,0%, что приведет к освоению расчетной лесосеки на 14,7%», – указано в документе.

Причины низких темпов роста те же, что и прежде: отсутствие дорог и низкая доходность отрасли. Это не позволяет модернизировать технику и внедрять новые технологии.

«Для обеспечения работы одной бригады, заготавливающей 10–15 тыс. м3 древесины в год, необходима техника на 15–20 млн руб., что при средней отраслевой рентабельности 7% и довольно длительной оборачиваемости продукции, по сути, неподъемно», – считают специалисты.

Тем не менее в Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года власти Красноярского края ставят весьма амбициозные задачи. Хотя стратегия на то и стратегия, чтобы указывать только цели, а не пути их достижения.

«К 2030 году доходы, получаемые с кубометра заготавливаемого леса, необходимо увеличить в 2,5–3 раза, что позволит краю достичь доходности лесопереработки на уровне ведущих стран – производителей лесопромышленной продукции: США, Канады, Швеции, Финляндии, – написано в документе. – Повышение эффективности производства необходимо обеспечить путем повышения эффективности глубокой переработки древесины и внедрения комплексной переработки с максимальным, экономически эффективным вовлечением в производство мелкотоварной и низкокачественной древесины и отходов деревообработки».

Но в Стратегии также отмечено: последовательное экономическое развитие на бескрайних сибирских просторах невозможно без совершенствования инфраструктуры: инженерной, энергетической, транспортной.

Потребность в строительстве лесовозных дорог составляет около 200 км в год, как подсчитали разработчики Стратегии. Поскольку одним из основных сдерживающих факторов развития лесопромышленного комплекса являются инфраструктурные ограничения, в районах нового освоения для обеспечения доступности к лесосырьевым ресурсам и организации современных производств по глубокой переработке древесины необходимо построить лесные дороги, в том числе с привлечением средств инвесторов, реализующих проекты в области освоения лесов на принципах государственно-частного партнерства.

Для обеспечения доступности лесосырьевой базы региональные власти готовятся оказывать содействие созданию дорожной инфраструктуры, включая прямое участие в финансировании. Однако более или менее точные цифры такого участия будут известны только после утверждения самой Стратегии, Лесного плана на следующие десять лет и (в соответствии с Бюджетным кодексом РФ) бюджета Красноярского края на каждый трехлетний период до 2030 года.

Мария АЛЕКСЕЕВА

Другие статьи рубрики Регион номера: Красноярский край

В Красноярском крае разработали собственную геоинформационную систему для нужд ЛПК
«Краслесинвест» развивается
От лесной промышленности – к текстильной

Эльдорадо в центре Сибири
Сверху видно все
В Красноярском крае начинают восстанавливать ранее действовавшие предприятия ЛПК
ЛПК Красноярского края

Вдоль Сибирского тракта
Запас лесосырьевых ресурсов в Красноярском крае увеличивается
ЛПК не в приоритете
Инвестиционные проекты в ЛПК Красноярского края
Основные предприятия ЛПК Красноярского края
Дом из ангарской сосны

Красноярский край в цифрах
Срочно требуются регионы-доноры
Инвестиционный климат: стрелка на «ясно»
Список предприятий ЛПК Красноярского края

Размышления о «Лесном кодексе»...
Красноярский край (состояние и перспективы развития ЛПК края)
Красноярск - город будущего! (итоги Красноярской выставки «Деревообработка»)
Государева служба
ЛПК - Привлекательный во всех отношениях
Проект «Лесные ресурсы и технологии» (Форест) в Красноярске
Кто в лесу хозяин?


 

Новости по теме