Регион номера

За ремонт дорог платить или сплав возобновить?

В Коми обсуждают, как сократить ущерб автодорогам от лесоперевозок

В Коми сегодня все чаще поднимают вопрос о возобновлении сплава древесины. Причина: более 60% автомобильных дорог региона не соответствуют нормативам, а виной тому перегруженные тяжеловозы, в основном те, что транспортируют лес. Чтобы республика не осталась вовсе без автотрасс, лесопромышленникам настоятельно рекомендуют обратить внимание на транспортировку древесины водными путями. Или же вкладываться в ремонт дорог, как это делают газовики.

По словам руководителя Управления автодорог по Республике Коми Валерия Пронина, сейчас серьезно поставлен вопрос о полном закрытии нескольких дорог для лесовозов. Речь идет о трассах в Прилузском и Усть-Куломском районах, где ситуация просто вопиющая: из-за того, что перевозчики пренебрегают нормами загрузки машин, жители нескольких населенных пунктов периодически остаются отрезанными от «большой земли».

Так, в 2015 году лесовозом был поврежден наплавной мост через Вычегду в районе Вольдино (Усть-Куломский район), деформирован корпус баржи. У моста стоял знак ограничения веса проезжающих по переправе машин: не более 30 т. Но, в результате того, что по мосту проехал лесовоз с явным перегрузом, теперь мост едва-едва может выдержать нагрузку в 10 т. Сейчас по вольдинскому мосту грузовому транспорту, по сути, ездить нельзя, но водители все равно рискуют - и мостом, и собственными жизнями. Только чудом остался жив водитель лесовоза с явным перегрузом, рискнувший проехать через мост в районе с. Верхолузье Прилузского района в марте 2017 года. Мост был рассчитан на 3,5 т, а лесовоз вместе с грузом, как позже выяснилось, «тянул» на все сорок! Переправа провалилась, лесовоз перевернулся, машина рухнула на внушительную гору обломков моста и перевозимого «кругляка». На срочное восстановление пришлось выделять средства из республиканского резервного фонда.

И подобных случаев, увы, немало. Зачастую виновная сторона потом изо всех сил старается избежать ответственности.

«В Койгородском районе в конце августа лесовозы два моста повредили, один рухнул, второй едва не повторил его участь. У переправ стояли предупреждающие знаки: не более семи тонн, - но поймали лесовоз с шестьюдесятью тоннами! Организация, лесовоз которой мост сломал, вообще куда-то пропала, ее представители даже на обследование рухнувшей переправы не явились. Готовим материалы в суд, надо разбираться с безответственными руководителями, - говорит руководитель ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Коми» Валерий Пронин. - Люди остались без дороги. Хорошо еще, что там есть лесная дорога, принадлежащая «Монди СЛПК», пассажирский автотранспорт теперь движется по ней в объезд, а это 18 с лишним километров. Но для того чтобы по этой дороге официально было разрешено движение, нужно установить 84 знака и барьерное ограждение на 420 метрах. Наше управление на это средства выделить не может, поскольку это будет нецелевое использование, дорога ведь принадлежит «Монди СЛПК». А с другой стороны, ответственность за движение по ней пассажирского транспорта лежит на мне...»

Рассказывая о проблемах, которые им доставляют перегруженные лесовозы, дорожники отмечают, что зачастую злостными нарушителями являются представители малого бизнеса или арендаторы из соседних регионов. Первые идут на перегруз в целях экономии - чтобы тратить меньше времени на перевозку древесины и средств на горючее, вторые рассуждают так: мы здесь временно, а после нас хоть трава не расти.

Глава сельского поселения Ношуль Прилузского района Сергей Елдин и депутат Госсовета Коми Нина Нестерова, говоря о лесоперевозках кировского предприятия «Рослес», не сдерживают эмоций.

По словам Сергея Елдина, сейчас, если перегруженный лесовоз не может по каким-то причинам пройти определенный участок, допустим, из-за низкой пропускной способности моста (мартовская история с полетом в реку Лузу всё-таки многих лесозаготовителей напугала), горе-бизнесмены посылают две-три машины, которые, пройдя «критическую точку», разгружают бревна прямо на проезжей части и укладывают их на один лесовоз.

«Мы уже обращались во всевозможные инстанции, но никак этот вопрос решить не можем. Не останавливают перевозчиков ни запрещающие знаки, ни смехотворный штраф (500 рублей). Страдают жители нескольких населенных пунктов, которые без дороги, по сути, все лето, а Велдорья, Верхолузье и Оньмесь - уже почти год, - рассказал глава сельского поселения. - Компания «Рослес» плюет на все и всех, мол, сегодня мы лес вывезем, а завтра нас тут уже не будет».

А ведь по разбитому лесовозами участку дороги приходится отправлять школьный автобус. Иногда, чтобы транспорт с детьми не застрял, его сопровождает машина со спасателями.

По мнению Нины Нестеровой, подобной ситуации можно было бы избежать, если бы на аукционы аренды не выставляли лесные участки в тех местах, где древесину можно вывозить только по дорогам общего пользования, которые уже находятся в неудовлетворительном состоянии. Заместитель министра строительства Республики Коми Эдуард Слабиков также считает, что региональному минпрому нужно согласовывать с его ведомством предоставление лесных участков с учетом автотранспортной схемы. В идеале, по его мнению, нужно заранее оговаривать и вопрос восстановления дорог за счет арендатора. В качестве примера замминистра привел «Газпром», который выделяет немалые средства на ремонт дорог в качестве компенсации за их повреждение при строительстве магистральных газопроводов.

Конечно, в Коми есть и лесопромышленные предприятия, которые относятся к дорогам общего пользования по-хозяйски. В отличном состоянии грунтовка в Усть-Куломском районе, которую взяло на содержание предприятие «Комилесбизнес», к тому же эта компания выкупила старый железнодорожный тупик, чтобы по максимуму снизить нагрузку на автодороги. Средства на ремонт дорог регулярно выделяет «Монди СЛПК». Прошедшим летом два предприятия из Троицко-Печорского района - «Азимут» и «ПечораЭнергоРесурс» выделили средства на приведение в порядок дороги от райцентра до пос. Якша, в районе которого они ведут заготовки. Общая протяженность этой дороги около 120 км, половина покрытия - асфальт, а дальше грунтовка, последние 35 км дороги за прошедшее лето пришли в такое состояние, что там даже внедорожники намертво застревали. По словам директора ООО «Дорожная компания», которое занимается текущим ремонтом этой грунтовки последние пять лет, в самую распутицу там «порвались два лесовоза». Сказались и постоянные «недовложения» гравия в дорожное полотно: на бюджетные деньги удавалось закупить только 300 м3 в год, которых хватало только для того, чтобы засыпать пару-тройку особенно глубоких ям. За счет средств, выделенных лесопромышленниками в рамках соглашения о социальном партнерстве с властями района, удалось закупить гравия в десять раз больше, а также профинансировать замену труб, углубление кюветов, вырубку придорожного кустарника.

На совещании, посвященном дорожной проблеме, которое прошло в начале осени в Госсовете Республики Коми, и на недавнем заседании республиканской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения лесопромышленникам настоятельно рекомендовали продумать варианты возвращения к сплаву древесины. Причем речь идет не о традиционном молевом сплаве, а о перевозке древесины на баржах. По водному пути в последние годы организована транспортировка древесины в Архангельской области. Перенять опыт соседей сейчас планирует предприятие «Северо-Западный лесной терминал», которое намерено перевозить заготовленный лес по Вычегде. По словам исполнительного директора предприятия Николая Балина, предварительные расчеты показали, что транспортировать древесину по воде дешевле, чем по автомобильным дорогам: баржа за один раз может перевезти около 2 тыс. м3 леса, а лесовоз при соблюдении правил загрузки - 44 м3. Сейчас Северо-Западный лесной терминал прорабатывает детали организации сплава, в том числе проблему углубления русла Вычегды в тех местах, где река обмелела.

Кроме обмеления рек, перед лесопромышленниками, которые хотели бы возродить перевозки по воде, возникает и другая проблема: кто будет регулярно разводить наплавные мосты, которые зачастую устанавливают в сельских районах как недорогую альтернативу капитальным переправам?

Анна ПОТЕХИНА

Другие статьи рубрики Регион номера: Республика Коми

Край трудолюбивых людей
Сбалансированная политика в сфере ЛПК – залог успешной работы предприятий региона
«Малышам» в лесу не место?
Как живет ЛПК Коми
Чем аукнулся советско-болгарский договор о лесозаготовках в лесах Коми
Директор Сыктывкарского лесного института Любовь Гурьева: «Наша миссия – растить успешных!»
Список предприятий ЛПК Республики Коми

В краю нефтяных вышек
Там, где не ступала нога человека
ЛПК Республики Коми делает ставку на биоэнергетику и новые технологии
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года
Ключевые предприятия ЛПК Республики Коми
Установка новой сушильной машины – очередной шаг в развитии «Монди СЛПК»

Сокровища севера
Главное богатство - ель
Ассиметрия производства
ЛПК - базовый элемент экономики Коми
Ведущие предприятия ЛПК Республики Коми
Список предприятий ЛПК Республики Коми

Николай Герасимов: «Лесной бизнес должен чувствовать себя комфортно!»
Кому в Коми жить хорошо?
Ломтысян гранула, или гранула, которая горит
Список крупных предприятий ЛПК Республики Коми

Обзоры ЛПК регионов России